?

Log in

No account? Create an account

alister_com

Previous Entry Поделиться Next Entry
10:20 pm: зачем нужна математика в школе?
Бесполезные знания

В предыдущей записи мы говорили о том, что нынешняя школа если чему и учит слабых учеников, так это умению списывать, врать и заниматься очковтирательством. Сегодня в продолжении предыдущей темы обсудим ещё один принципиальный (хотя и „философский“) вопрос: а зачем вообще нужна математика в школе? Я сейчас не говорю, конечно, про элементарные навыки счёта, знание процентов и умение сложить две дроби. Понятно, что это и на базаре пригодится. Но ведь математика, как предмет, занимает особое место в школьное программе. Во-первых, на неё отводится реально много часов — по 6 уроков алгебры и геометрии в неделю, во-вторых, её в обязательном порядке сдают в 9 и в 11 классах все ученики, в-третьих, считается, что именно знание математики важнейший показатель успеваемости (в отличии от оценок по ОБЖ, например, или даже истории). Школьная программа по математике содержит сведения далеко выходящие за пределы того, что нужно человеку в жизни: тригонометрические и иррациональные уравнения, стереометрия и прочие довольно сложные и в тоже время практически бесполезные темы, которые не нужны даже тем, кто в будущем будет учиться на мехмате МГУ.

Регулярно я встречаю людей, которые искренне не понимают зачем их всем этим грузили. Некоторым, и это не шутка, уроки математики всю жизнь снятся в кошмарных снах: вот сейчас меня спросят что-то решить, а я ведь ничего не знаю. Родители тратят деньги на репетиторов, государство оплачивает работу тысяч учителей, ученики живут в постоянном стрессе из-за подготовки к ЕГЭ. Все эти силы и средства расходуются на казалось бы, далеко не самую полезную область заний — школьную математику (которая соотносится с наукой математикой примерно как „строительство“ пирамиды из фужеров с проектированием небоскрёбов, то есть почти никак).


Работа мозга

Единственное разумное объяснение того, почему детей действительно надо учить математике, а заодно физике и химии в том, что эти предметы развивают мозг. Хотя интеллектуальное развитие часто противопоставляют физическому, и у того и у другого много общего. Интеллект это не нечто данное от природы с рождения. Мол хочешь — пользуйся, хочешь — нет, он всегда с тобой. Точно также как мышцы, которые надо постепенно нагружать, чтобы они росли, мозг тоже нужно нагружать, особенно в детстве. Иначе, даже обладая прекрасными природными задатками, взрослый человек будет иметь очень скромные интеллектуальные способности.

Если вдаваться в подробности строения мозга, то его способность думать определяется количеством нейронных связей, которых тем больше, чем больше человек решает в своей жизни сложных задач. Каждая новая задача, встающая перед мозгом, заставляет его создавать новые связи между нейронами, а потом эти связи используются для решения последующих проблем. Хотя, как сейчас установлено, нейронные связи появляются в течении всей жизни, быстрее всего они наращиваются примерно до 25 лет (также как сильный мышечный каркас можно построить примерно до 35 лет, а потом уже это невероятно сложно).


Программа тренировок

Пожалуй математика это единственный предмет, который с самого раннего возраста начинает тренировать мозг ребёнка и заставляет его реально напрягаться. Её смысл вовсе не в получении каких-то полезных знаний и навыков, а именно в постоянной нагрузке на голову. Но любой человек, который ходит в тренажёрный зал, понимает что было бы глупо от всех требовать одни и те же нормативы и со всеми заниматься по одной программе (через два месяца жмёшь штангу 80 кг или вон из спортзала!). Чтобы мышцы развивались нужна посильная для них и постоянно увеличивающаяся нагрузка. Тоже самое и для головы.

В прошлом году я занимался с очень слабым ребёнком, который в 7 классе не знал программу 5го и вообще очень медленно и с трудом решал любую несложную задачу. Весь год с сентября до мая мы занимались действиями с дробями, учились понимать смысл задач и по пять раз повторяли каждое действие. Одно время я уже готов был отчаяться его чему-то научить, пока не заметил, что он постепенно соображает всё лучше и лучше, хотя и по-прежнему топчется на уровне прошлогодней программы. Наконец, к маю он научился решать даже сложные примеры, выходящие за рамки стандартных задач 6-го класса. Но в это время в школе его грузили темами, которые он не мог понять, а мне нужно было, чтобы он сначала освоил предыдущий материал. Он его освоил и буквально на глазах (хотя и за целый год индивидуальных занятий!) вырос в интеллектуальном плане. Его школьная успеваемость, увы, так и не улучшилась, потому что программой 7го класса мы не занимались. Было ли всё это впустую? По-моему нет.

Вместо того, чтобы требовать от всех одних и тех же снящихся в кошмарах нормативов, детей нужно нагружать ровно столько, сколько они могут освоить. Кого-то больше, кого-то меньше. Всё что для этого надо — дифференциация по группам и разноуровневая программа обучения. А тянуть вперёд по учебнику детей, которые не освоили ещё материал прошлого года бессмысленное вредное для интеллекта и психики ребёнка занятие. Именно им и занимаются в средних общеобразовательных школах.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:trarara
Date:Ноябрь 9, 2013 06:51 pm
(Link)
Да. Оказывается, так мозг круто развивается! :)

И еще, по-моему, школа учит не столько знаниям, сколько умению учиться, умению организовывать свой рабочий процесс.

Ребенок, который не понимает программу, скорее всего имеет очень большие пробелы по предыдущему материалу. Значит, не слушал, не учился, не было мотивации учиться. Зачастую двойка - единственный стимул что-то делать.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 9, 2013 06:56 pm
(Link)
>И еще, по-моему, школа учит не столько знаниям, сколько умению учиться, умению организовывать свой рабочий процесс.

Школу оканчивают все, а умеют самостоятельно учиться — единицы. И то в основном благодаря высшему образованию, а не школьному.


>Значит, не слушал, не учился, не было мотивации учиться.

А ещё может ему просто нужно больше времени на усвоение материала, чем это отпущено в школьной программе.


>Зачастую двойка - единственный стимул что-то делать.

Если у школьника пробелы в предыдущем материале по математике, то сколько двоек ему ни ставь он сам их себе не закроет. Зато хорошо научится списывать.
[User Picture]
From:trarara
Date:Ноябрь 9, 2013 06:59 pm
(Link)
Я о том, чтобы двойки ставить вовремя, а не в последующих классах. :)
[User Picture]
From:Николай Митропольский
Date:Ноябрь 9, 2013 07:02 pm
(Link)
Согласен, всё логично.

Хотя фурсенко с его "математика убивает креативность" и "ответами" ему от Ломоносова и Гаусса уже дикий бойан.

Согласен, что возможно, отдельные темы из школьной программы математики можно выкинуть без потерь.

Ну и понятно что учить ребенка программе 7-го класса, когда он не освоил программу 5-го - идиотизм. Но возможность оставлять на второй год, возможно решило бы эту проблему.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 9, 2013 07:08 pm
(Link)
>Но возможность оставлять на второй год, возможно решило бы эту проблему.

Оставление на второй год — совершенно дикая и абсурдная мера. Заканчивать школу в 20 лет потому-что в 7 классе не научился решать системы линейных уравнений? Ебанулся что ли?

Единственный случай когда я могу понять оставление на второй год — это если у ребёнка в принципе полная неуспеваемость по большинству предметов сразу. Но никак не из-за пробелов в программе по математике или физике.
[User Picture]
From:Николай Митропольский
Date:Ноябрь 9, 2013 07:19 pm
(Link)
Я не вижу ничего такого уж прямо дико страшного в том чтобы закончить школу в 20 лет.

И разумеется согласен, что из-за одного или даже двух предметов оставлять на второй год - глупо. Но зато это будет стимулом для того, чтобы наверстать пробелы на каникулах и не запускать программу.
[User Picture]
From:narc0man
Date:Ноябрь 9, 2013 10:10 pm
(Link)
беда ещё в интерфейсе) усваивание материала по средствам интересных и увлекательных видеоигр (например MineCraft + мод индастриал(ядерный реактор н-н-надо?)))) будет гораздо легче и проще для детей, но не для их мозга, рост количества нейронных связей при зрительно-пространственной работе будет в выше чем при писанине в тетрадке. - но опять же это индивидуально. конечно писанина развивает мелкую моторику, но не какого отношения к математики это не имеет. моторику можно развить один рас, и развивать дальше в разумных пределах, а не доводить до состояния когда рука отсыхает. и да, тупая писанина в тетрадке никакого отношения к запоминанию и усваиванию предмета не имеет!

конечно такая система нереальна сейчас, особенно в россии, особенно при путине т.к. помимо куевой тучи индевидуальных (погруппно) учителей, понадобятся ещё учителя-программисты, учителя-дизайнеры, учителя-дебагеры ещё все это программное обеспечение надо будет поддерживать в рабочем состояние, обновлять, проходить ежегодную инспектирование, сертификацию, психоаналитический анализ видеоигр (пропаганда гоммосексуализма, атеизма?) и т.п. и т.п. xDDD

бесспорно математика нужна! но только тогда когда её понимают. какой прок от математике если её не понимают. ведь рост нейронных связей при этом будет угнетен. дайте математику пещерному человеку и вы получите на выходе точно такого же пещерного человека.

бесспорно математика в школе развивает мозг, но кратковременно, точно так же как с мышцами. вот вы их развили, но через какое-то время перестали работать со штангой и ваши мышцы уже хилые и дряблые. точно так же с нейронными связями. в детстве у мозга были выстроены определенные сложные нейронные пути для прохода электрических импульсов, для решения определенных задач, при определенных условиях знакомому мозгу. но вот вы пришли на физику и вам уже нужны совершенно другие нейронные пути. вот вы закончили школу, пришли на работу, на которой вам логарифмы, матрицы, тригонометрия и/или термодинамика чертям не сдались! и тогда вы перестаете пользоваться этими знаниями. ваш мозг выстраивает совершенно другие нейронные связи, химически трансформируется. а те, когда-то построенные связи постепенно отмирают, обновляются, заменяются как и любые клетки организма. И мы что назваться теряем возможность воспроизведения - забываем... забываем эти знания.

конечно можно иногда упражняться, как например делают это учителя, которым легко об это говорит) ноооо другим... у людей и без этого дел хватает: кредиты, карьера, дом, дети, и т.п. да и без этих логарифмов и матриц люди спокойно живут. некоторым может повезёт больше и они эти знания будут повседневно использовать на практике. но, вы бы сказали, что эти люди умнее других? мозг которых более развит, чем у остальных. назвали бы их умнее? в математике - ну да. а в остальном? - ммм, я бы сказал: определенно нет! их мозг развит только в математике. а в остальном... исходя из этого считаю, что отведение математике особой роли, как важнейший показатель успеваемости - неправильным! ну мы это уже проходили: виноваты авторы системы школьного образования. здесь должен точно так же применяться индивидуальный подход! мозг можно развивать не только математикой!

эти знания, математика, физика, химия, даже родной язык, занимают определенную память мозга. если мозг помнит

все те кто искренне не понимают зачем их всем этим грузили, разделяются на две группы:
а) те кто усвоил материал
б) и те кто нихрена не понял
да, в определенный момент времени у группы "а" было больше нейронных связей, чем у группы "б". или проще говоря одни были умнее в математике, а другие слабее.
но сейчас всех их объединяет одно, они не понимают зачем их всем этим грузил xD - очевидно, потому что мозг не использует эти знания, они утрачены (а для них и небыли получен))), следовательно для них развитие в этом направление было напрасно! да да да! и таких большинство! их можно было развивать индивидуально, по другим направлениям... нооо, спасибо авторы системы школьного образования.

аааааа) конечно не стоит все списывать на автором системы школьного образования, они тоже люди, и тоже чьи то лителманкибои, и исходят из возможностей и все такое.

ладно... короче за нейропедагогикой будущее! почитай alister-com в википедии про это. очень интересно.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 9, 2013 10:18 pm
(Link)
на самом деле связи между нейронами важны сами по себе, не зависимо от того сложились они для математики или с помощью чего-то другого. Потом эти же связи перестраиваются под иные задачи. А если связей нет вообще, то чел так и будет тупым. Это как и в спортзале — если умеешь тягать штангу, то потом сумеешь поднять и мешок с песком. Если решаешь задачи по математике. то и задачи по маркетингу тоже решишь.

Те кто когда-то хорошо учились математике, а сейчас не понимают зачем, на самом деле используют сформировавшийся с помощью математике интеллект каждый день. Просто думают, что он у них сам по себе такой, а учёба в школе тут ни при чём.

В широких перспективах обучающих видеоигр я сомневаюсь. Всему через игры не научишь, хотя для усвоения определённой информации они могут быть очень эффективны.
[User Picture]
From:narc0man
Date:Ноябрь 9, 2013 10:46 pm
(Link)
некоторые не воспринимают математику вообще, рост нейронных связей в их мозгу надо стимулировать другим путём. а навязывание системой образования шаблонов, что математика это наше все. - не есть гуд!

тем более мы поняли, что математика всеголиж служит:
1) для постоянной нагрузке на голову
2) для профессионального практического применения
более оно не где не применимо.

вот, кому надо 2, пусть изучают. кому оно не надо, могут 1 поменять, например, на историю. на обж. вы думаете ОБЖ это просто? мы в компании каждый год сдаем экзамены техники безопасности (так уж заведено, так уж принято) и нас ОУ ЩИТ, ТАК ЯБУТ, ХАХАХАХА)))))))))))))) это реально наука целая, знать все эти нормы, акты, статьи и т.п. оуууууу щит.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 10, 2013 04:52 am
(Link)
ну если по-твоему знание норм и статей по ОБЖ развивает мозг так же как решение уравнений, то ок)))
From:ogbash
Date:Ноябрь 11, 2013 04:22 pm
(Link)
"Вместо того, чтобы требовать от всех одних и тех же снящихся в кошмарах нормативов, детей нужно нагружать ровно столько, сколько они могут освоить. Кого-то больше, кого-то меньше. Всё что для этого надо — дифференциация по группам и разноуровневая программа обучения."
Аминь.

А у нас (в Эстонии) несколько лет назад сделали математику обязательным экзаменом в 12 классе, поскольку "министры образования" хотят получить "эстонскую нокию".
Как-то выскзывал свое мнение:
" "Математика для всех" не даст ничего, кроме уныния толковых, большей озлобленности остальных учеников новым экзаменом, еще большей деградации уровня предмета и работы учителя на экзамен - оценку, а не знания."
http://ogbash.livejournal.com/11975.html

Edited at 2013-11-11 16:23 (UTC)
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 11, 2013 05:13 pm
(Link)
сам по себе экзамен может быть и не плохая штука. Подход к обучению и программа важнее. А экзамен это просто обратная связь на тему того кого и чему в итоге научили.
[User Picture]
From:aliucha
Date:Ноябрь 15, 2013 04:40 pm
(Link)
нужна только арифметика
алгебра и тп - занудство ненужное, фу
[User Picture]
From:alister_com
Date:Ноябрь 15, 2013 09:20 pm
(Link)
в алгебре все самые ценные знания человечества.
[User Picture]
From:aliucha
Date:Ноябрь 19, 2013 03:48 pm
(Link)
какие это?
Разработано LiveJournal.com