?

Log in

No account? Create an account

alister_com

Previous Entry Поделиться Next Entry
01:10 am: оценка труда учителя
О том как контролировать и оценивать работу учителя думают целые „научные“ институты. Бюрократическая мысль ежегодно высасывает новые параметры, которым должен соответствовать „хороший учитель“. Согласно нынешним представлениям у хорошего учителя дети должны хорошо сдавать ЕГЭ, побеждать на олимпиадах, учиться без двоек и ещё лучше без троек, а сам учитель должен заниматься проектной деятельностью, участвовать в конкурсах и ещё иметь высшую квалификационную категорию. Одно только не учитывает бюрократическая мысль — то что если учитель работает в школе где-нибудь в рабочем посёлке (район в Москве такой есть) или просто на периферии, где слабые дети и слабые классы, то он никак не сможет соответствовать всем этим параметрам. И при этом будет оставаться хорошим учителем. Потому что хороший учитель это не набор каких-то достижений, это дети, которые развиваются.

Но так как это измерить, с формальной то точки зрения? — недоумевает бюрократический ум. И, как ни странно, есть один конкретный способ оценить труд учителя и понять хороший он или нет. Единственный объективный и точный способ, который сейчас вообще не применяется, не смотря на массу отчётности и измеряемых параметров в работе школы. А нужно всего навсего собрать отзывы о работе учителя с самих учеников и с их родителей. Потому что в конечном счёте именно для них учителя и работают — для детей и их родителей. И если они довольны и любят своего учителя, значит он хороший. Если они недовольны, значит он плохой. Вот так вот всё просто.

Ах да, и ещё раз: если учитель считает себя хорошим, а дети и родители так не считают, значит он плохой учитель. А то многим эта мысль в диковинку.

Tags: ,

Comments

[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 6, 2014 11:08 pm
(Link)
То есть зарплату платить учителю за то, что человек хороший? Что-то мне эта мысль не очень нравится. Не, фидбек от родителей и детей по поводу учителей - штука хорошая, но только в качестве дополнения при оценке работы учителя.
Потому как если у учителя плохие показатели и нет побед на олимпиадах потому как "слабые дети, слабые классы", то это вряд ли хороший учитель. А хороших отзывов можно и за то, что не сильно напрягает и пораньше отпускает наполучать.
Другими словами, родители и дети вряд ли буду оценивать "хорош ли этот человек как учитель", скорее будут оценивать "хорош ли этот учитель как человек".
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 7, 2014 01:17 pm
(Link)
видимо ты плохо себе представляешь современных родителей и „слабые классы“.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 7, 2014 06:05 pm
(Link)
Нет, я просто не считаю, что нужно платить за старания. Слабые для тебя как учителя классы и дети - иди в другую школу, в другой регион, где классы не слабые.
Современных родителей и классы я представляю во многом изнутри - по рассказам сестры, она учитель химии.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 7, 2014 08:03 pm
(Link)
то есть слабых вообще что ли не надо учить?
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 7, 2014 08:22 pm
(Link)
Странные у тебя выводы, это ты специально как-то вывел или как так вышло?
Надо, конечно, но платить за это столько же, что и тем учителям, что учат не слабых, не надо. Сильным учителям больше денег за обучение сильных детей, слабым меньше, пусть учат тех, кто не хочет или не может учиться.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 7, 2014 08:37 pm
(Link)
я думал, как раз слабых должны учить сильные учителя за большую зарплату, это же сложнее, чем с умными работать.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 7, 2014 09:56 pm
(Link)
Если целью всего образования ставить "чем бы дитя не тешилось, лишь бы было занято" и усреднять, то конечно.
Но дети всегда бывают разные. И там, где есть сильные дети, есть и слабые, с которыми те самые сильные учителя могут и будут работать.

И умному ученику вряд ли будет интересно со слабым учителем, он вон лучше в доту пойдёт поиграет, чем почитает занимательную математику.
А на балбеса сильный учитель потратит много сил, хотя балбес вон в команду к умному пошёл. Киберспорт развивается. Так победим.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 7, 2014 10:02 pm
(Link)
я чето не уловил твою последнюю мысль. Я то полагаю, что цель образования — удовлетворять потребности детей и их родителей в развитии ребёнка и его подготовке к взрослой жизни. Поэтому и думаю, что оценивать труд учителя должны „заказчики“/потребители в каком-то смысле. А ты полагаешь, что у образования какие-то другие задачи?
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 7, 2014 10:33 pm
(Link)
Имхо, это странная цель для образования. У системы образования должна быть цель - дать образование, то есть дать знания и выработать определённые навыки по обозначенным предметам. Удовлетворять потребности детей должны их родители, в том числе и в вопросах подготовки к взрослой жизни.
Когда и если родители будут выступать действительно заказчиками образования, то они и смогут оценивать учителя. Но это возможно при добровольном посещении школы и прямом финансировании от родителей учителей.
А пока программы определяют не родители, зарплату платят не родители и бытует мнение, что школа и учитель должны всему научить и за ребёнка отвечать, такой подход, имхо, будет не очень полезным.
То есть, те же заказчики-система образования должна учитывать мнение потребителей-родителей и учеников. Но в качестве основной оценки лучше выбрать какой-нибудь индикатор знаний, вроде того же ЕГЭ и олимпиад.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 7, 2014 11:08 pm
(Link)
Я опять не догоняю. Для кого работает школа — кто конкретный адресат/заказчик? Вот у меня всё просто — дети и их родители. А у тебя? Кто конкретно должен оценивать труд учителя? Для кого учитель работает?

У тебя на этот счёт одна неясная фраза „те же заказчики-система образования должна учитывать мнение потребителей“. Правильно я понимаю, что некая „система образования“ имеет какие-то свои собственные потребности (отличные от потребностей родителей и детей) и именно ради неё всё и делается? Это прямо какой-то сюжет про Большого брата, который создал для нас Систему Образования и ради Системы Образования все мы теперь учим, учимся, водим детей в школу, платим налоги и т.д. Можно антиутопию писать.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 7, 2014 11:43 pm
(Link)
Ради чего всё делается по факту - вопрос сложный, я ответа на него не знаю. В силу опосредованности всей системы государства учитель работает на организацию, которая является частью системы образования, а никак не на родителя или ученика.

На родителей могут работать те же учителя, занимающиеся репетиторством. И тогда твоя схема работает. Но с текущим образованием всё совсем не так. У тебя всё просто, но простота не гарантирует адекватности модели.

Зачем писать антиутопию, если оно вон там за окном, а то и вот тут за окном?

[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 8, 2014 06:04 am
(Link)
вот я, как человек либеральных взглядов, предполагаю, что всё что делает государство всё делается для его граждан. Система образования удовлетворяет потребности граждан в образовании и развитии детей, здравоохранение удовлетворяет потребности граждан в медицинских услугах, полиция удовлетворяет потребности граждан в безопасности. Причём врачи не говорят „вот этот парень полезен для общества, поэтому его надо лечить особенно тщательно, а вот тот идиот, ему можно дать врача идиота“. И, видимо, школа тоже должна вкладывать максимально в каждого, в том числе и в слабых детей, потому что они имеют те же права, что и остальные. А основной критерий оценки её работы — удовлетворённость граждан образовательными услугами.

Но это в моей, либеральной, картине мире. А ты, на сколько я могу судить, предполагаешь, что Система Образования и вообще, Его Величество Государство, решает какие-то свои собственные задачи. Оно при этом должно учитывать, конечно, в том числе и мнение потребителей/родителей, но так, во вторую очередь. А в первую очередь смотреть подготовил ли учитель к ЕГЭ, и вообще воспитал ли правильного патриота и верного члена партии. Вот поэтому мы с тобой и смотрим на вещи по-разному.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 8, 2014 12:11 pm
(Link)
Ты как-то выдаёшь желаемое за действительное.
Я человек тоже либеральных взглядов, но считаю, что нужно подходить системно к решению проблем. Без изменения всей системы образования предлагаемый тобой подход в отдельно стоящем вопросе оценки работы учителя не будет работать.
Я предлагаю не путать картину мира и реальность, вот поэтому мы с тобой и смотрим на вещи по-разному.

Если говорить про идеальную картину мира, то я же выше уже написал, что при изменении системы предлагаемый подход будет работать, даже более того, он будет просто не нужен. Потому как не нужно будет собирать отзывы родителей и детей, они сами могут выбрать более подходящего учителя или заниматься воспитанием самостоятельно.

А видеть в моих словах того, чего там нет, и противопоставлять своему типа либеральному взгляду - очень некрасивое передёргивание, мне бы не хотелось в таком ключе дальше разговаривать.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 8, 2014 06:20 pm
(Link)
Я не вижу причин по которым в рамках текущей системы образования отзывы родителей и учителей не могут стать основой оценки работы учителя. Я, кстати, не встречал ещё, ни пока я сам учился в школе, ни сейчас, когда в ней работаю, учителя, который бы плохо вёл свой предмет, но при этом был уважаем учениками и их родителями.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 8, 2014 10:11 pm
(Link)
А который вёл хорошо, но не был уважаем или, что более важно, любим?
Я тех, кто плохо вёл предмет, но к кому хорошо относились вполне встречал и даже у таких учился. Также учился у тех, кто хорошо вёл и кому я до сих пор благодарен, но отношение в целом в классе было не то чтобы хорошее.

И как ты себе представляешь механизм в рамках текущей системы, всех родителей и учеников обязать ставить оценку учителю и в итоге интегрировать?
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 8, 2014 10:14 pm
(Link)
я думаю, что ставить оценку учителю это не самый эффективный путь. Лучше собирать развёрнутые письменные отзывы.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 8, 2014 10:41 pm
(Link)
Вообще если говорить подробно то система могла бы выглядеть следующим образом.

Скажем раз в пол года-год все ученики и их родители заполняют специальную анкету-опросник, где оценивают учителя по разным категориям: объективность выставления оценок, доступность изложения материала, наличие внеурочной работы с учениками, дисциплина на занятиях и т.д. Причём с условием, что эти анкеты идут в администрацию школы, а не к самому учителю, чтобы не было мотива сгладить острые углы или там подмазаться и т.д. Плюс к этому можно добавить отзывы методистов, которые посещают 2-3 урока учителя и оценивают их с точки зрения методики преподавания.

Далее завуч школы обрабатывает все эти данные и составляет резюме для учителя — что в его работе хорошо, какие есть слабые стороны и каким образом их можно исправить. Плюс к этому завуч выставляет учителю некоторый рейтинг по сумме положительных/отрицательных отзывов на его работу. Этот рейтинг учитывается при начислении премии, присуждении квалификационной категории и т.д. В принципе можно было бы эту работу поручить и не завучу, а тоже каким-нибудь внешним методистам из методкабинетов, чтобы не было никаких проблем с объективностью.
[User Picture]
From:novak_che
Date:Январь 9, 2014 12:08 am
(Link)
Звучит похоже на "администрация школы сама разберётся" при условии адекватности администрации школы и отсутствия всякого идиотизма сверху от гороно и иже с ними.

И такое мне нравится.

Edited at 2014-01-09 00:08 (UTC)
[User Picture]
From:trarara
Date:Январь 8, 2014 05:07 pm
(Link)
Если опираться на оценку ребенка, то нужно это делать только тогда, когда ему станет эдак под 30. Или лучше под 40) Потому что тогда он реально сможет оценить на сколько хорош или плох был учитель. Ведь строгих (требовательных) учителей редко кто любит в школе, но потом с годами мнение становится зачастую противоположным. У нас в школе химию вел учитель, который любил на уроке юморить и веселые истории рассказывать, вместо того, чтобы предмет вести. Ученики его любили в большинстве, а химии так никто и не узнал... И можно вдаваться в тему - "а зачем химия нужна" и т.д. Но, может, я бы стала великим химиком) Или хотя бы мне ни приходилось бы сейчас краснеть когда обсуждаются элементарные темы, касающиеся химии.

Еще у нас была очень суровая учитель по испанскому, все ее боялись и ругали, а вот недавно обсуждали ее с одноклассниками и народ признал, что благодаря ей они пишут грамотно и считают ее хорошим учителем (хотя пара обиженных на нее так и осталась по сей день)). И гордятся тем, что знают язык лучше, чем другие)

Ученики не любят двойки - редко кто признает, что заслужил ее. А родителям обидно за детей, мол, ставят неоправданно. В четверти дочка возмущалась - почему ей не поставили пятерку по английскому? Что у нее было 4.5 балла, значит должны были поставить пять. Сначала я в душе возмутилась и чуть было не начала ее жалеть, но потом вспомнила, что дочь реально не тянет на пятерку по знаниям. Родителям сложно смотреть на учителя объективно.

Слабых учеников учить сложнее -- они же слабые из-за того, что не замотивированы. То есть их надо не только научить предмету, их еще и замотивировать надо, а это - искусство и тяжелый труд.

А по поводу кто заказчик у учителя... А зачем вообще нужна школа и зачем она должна быть обязательна для всех? Разве все родители хотят, чтобы их дети учились, разве нет тех, кому до лампочки на своих детей? Ведь есть наркоманы, пьяницы... и дети их не ходили бы в школу, не будь она обязательна. Не будь свыше установки, что граждане страны должны (имеют право) на определенный уровень образования. То есть это все-таки госзаказ. Хотя внутри этого госзаказа, есть (или до некоторых пор была) градация, зависящая от того чего хотят добиться родители и дети -- ходить ли в спецшколу, ВУЗ или закончить общую и на этом остановиться.

Как-то так...) Хотя истин, как и мнений, всегда несколько)))

Edited at 2014-01-08 17:24 (UTC)
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 8, 2014 06:29 pm
(Link)
> Ведь строгих (требовательных) учителей редко кто любит в школе, но потом с годами мнение становится зачастую противоположным.

В своё время был такой Соровский конкурс учителей. Победителей там отбирали по отзывам о школьных учителях от студентов первокурсников (то есть вчерашних школьников). И вот мой физик в школе два или три года становился соросовским учителем, хотя более строгого и требовательного учителя я вообще не встречал за всё время учёбы.

Это какой-то миф о том, что дети любят учителей у которых можно халявить, а не тех кто хорошо учит. У нас тоже в школе был химик у которого на уроках стоял ор и никто ничего не делал. И я не помню ни одного своего одноклассника, который бы его уважал или любил. И наоборот, те кто умеет вести свой предмет те и пользуются авторитетом.
[User Picture]
From:trarara
Date:Январь 9, 2014 05:06 pm
(Link)
А, кстати, ведь есть же такие опросы. Сестра-учитель рассказывала. Что-то типа рейтинга учителя по разным параметрам. Сдается администрации школы, которая потом доносит данные до учителя. Это не является исключительной оценкой учителя в целом, но в чем-то влияет на нее.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 9, 2014 07:08 pm
(Link)
осталось только сделать это основой оценки и повсеместной практикой. В нашей школе такого нет и в других известных мне школах тоже.
[User Picture]
From:Мария Чепурина
Date:Январь 10, 2014 06:39 pm
(Link)
твои тебя любят?
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 10, 2014 07:24 pm
(Link)
в некоторых классах любят, а в некоторых нет. От 7-х классов вот я отказался. Там меня в одном не любили, а в другом и родители подходили и дети просили вернуться. Но, к сожалению, один из двух оставить нельзя, пришлось от обоих отказаться.
[User Picture]
From:narc0man
Date:Январь 11, 2014 03:24 pm
(Link)
ну да, ну да... в очередной рас "а ведь так и должно быть" - говорю я себе читая твой пост.
НО пилять! что же там за тупые уроды сидят которые думают иначе!
[User Picture]
From:narc0man
Date:Январь 11, 2014 03:33 pm
(Link)
а эта репутация „хороший учитель“ как то материализуется? где-то фиксируется? кто-то это (хороший или не хороший учитель) контролирует там, свыше, на небесах xD ? - если нет, и это всего лишь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. то в этом случае, по моему скромному мнению, абсолютно не смыслящего в педагогике, стоит на это просто ЗАБИТЬ ХЕР! ахахахах))) и пусть они там, в своих кабриолетах, представляют себе чаво хотят.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Январь 11, 2014 04:06 pm
(Link)
от этого зависит зарплата.
Разработано LiveJournal.com