?

Log in

No account? Create an account

alister_com

Previous Entry Поделиться Next Entry
12:54 am: длинный текст с рефлексией о работе в школе
Учебный год у нас закончился. Кажется так „щёлк!“ и я переместился из начала сентября 2013 года в конец мая 2014-го. Скачок во времени, когда масса событий уплотнилась и исчезла в прошлом. Сначала было лето, избирательная компания, тренинги, прогулки. Потом всё это куда-то делось и вот я стою перед классом и веду математику. Помню свой первый урок — у меня слегка тряслись руки, когда я начал говорить перед тридцати пятью семиклашками. А в конце дня казалось, что меня выжали до капли и надо было опуститься на стул и ещё минут 20 приходить в себя. Первые два месяца я работал в четырёх классах на полторы ставки, спал по 3-4 часа в сутки, ничего не успевал и по ночам готовился к урокам. По вечерам ещё старался заходить в тренажёрку, но удавалось не всегда.

Потом от 7-х классов я отказался, им долго не могли найти учительницу, одна девушка пришла на полтора месяца и ушла, мне отдали их снова, но уже без оформления учителем, а как замены по 100 рублей за урок. Так я доработал до января, а потом, наконец, классы взяли учителя из другого корпуса нашей объединённой школы. Второе полугодие оказалось посвободнее, появилось время на частных учеников и подготовку к защите диссертации. К маю я уже считал дни, которые осталось доработать до каникул, ну и вот я здесь.

Год закончен. Лучше всех в нашем классе учился я. В сентябре я толком не помнил математику 10-го класса и даже побаивался, как бы в физ-мат группе не оказались ботаны, которые поймают меня на незнании чего-нибудь (но таких там не нашлось). За год предмет освоился на пять с плюсом, так что я молодец. Надеюсь, ученики в классе тоже вынесли для себя что-то полезное.
Вообще, невольно всё время сравнивал себя прошлого с собой нынешним и со своими учениками. Каким я был в 10 классе? Я тогда только перешёл в гимназию в класс с физическим уклоном. Но и математика у нас была с углублёнкой на очень высоком уровне. Разрыв в программе с моей предыдущей школой был огромен. Я учился на двойки и тройки, до вечера переписывал контрольные и самостоятельные, от тригонометрии и матанализа просто плавился мозг. Мне казалось, что понять как решаются тригонометрические неравенства вообще невозможно. Это какой-то ад. Только к концу 11 класса, после двух лет занятий с репетитором и самостоятельно я стал знать предмет более-менее прилично и сдал вступительный экзамен в МИФИ на 8 баллов из 10, то есть на твёрдую „четвёрку“.

Как оказалось за последние 10 лет я стал гораздо умнее. То от чего в 10 классе у меня взрывался мозг, оказалось довольно простой теорией, которую легко можно понять, почитав вечером учебник. В таком режиме я и работал весь год. Дома читал учебник, решал некоторые упражнения, а на утро объяснял прочитанное в классе. Не знаю что на меня повлияло: вырос, изучал 6 лет физику и высшую математику, много работал в конце школы? Но казавшиеся раньше сложными задачи теперь решались чуть ли не устно. Зато я хорошо понимал, что вызывает проблемы для учеников. Снова приходилось разбираться с неравенствами (но теперь то я видел, что именно в них трудно), объяснять простые правила, помогать решать упражнения.

Мой стиль преподавания был совсем не школьным. Я не заставлял никого учиться, на моих уроках можно было играть в планшетник и сидеть в интернете. Единственное, с чем я боролся, это с разговорами (и то не всегда успешно), которые мешают вести урок. Мой либеральный характер всячески противился тому, чтобы заставлять кого-то учиться, так что я уделял максимум времени тем, кто занимается, а на остальных не обращал внимания. В конце концов, я вовсе не думаю, что изучение школьной математики необходимо для жизни и дети из гуманитарной группы станут какими-то неправильными взрослыми, если сейчас не поймут как решать задачи. Через год после сдачи ЕГЭ никто из них вообще не вспомнит о чём шла речь, ни те кто занимался, ни те кто играл на уроках (хотя у последних башка будет хуже работать, но это их проблемы).

С другой стороны, физ-мат группе я давал больше чем обычно теории, стараясь приучить их к тому, что в науке важны доказательства и ничего не надо принимать на веру. Большинство школьников, не понимают ценность обоснований и уверены, что правильно то, что написано в учебнике и больше ничего не надо. Это приводит к тому, что уже повзрослев, люди готовы верить в любую чушь, особенно когда ловкий мошенник или искренний сумасшедший говорит, что в учебниках всё было не правильно, а он открыл как на самом деле устроен мир. Так как никто не изучал в школе обоснования формул и законов природы, оказывается, что факты из учебника и факты с бредового сайта в интернете имеют одинаковую ценность. Можно считать, что биополе не существуют, а можно и считать, что существует. Можно не верить в заряженную воду, а можно и верить. Всё это мракобесие идёт ещё со школы, где вместо подробных объяснений только решают малополезные упражнения.

Не знаю смог ли я чего-то достичь своими проповедями и доказательствами, но мысль о том, что в науке всё должно быть подробно обосновано по определённым принципам я старался проводить на каждом уроке, также как и давать некоторый контекст из высшей математики, чтобы программа не распадалась на бессвязный набор фактов и задач.

Правильная подача упражнений тоже выработалась не сразу, а только к концу года. Сначала я бестолку тратил время, по очереди вызывая всех к доске. При этом весь остальной класс ничего не делает и ждёт когда можно будет списать решение. Наконец, я перестал вызывать к доске, а давал задачу и ходил по классу, поглядывая на то, что решают в тетрадях, давая советы и исправляя ошибки. За три правильно решённых задачи можно было получить пять. Это оказалось намного более продуктивно, потому что большинство стало решать задачи самостоятельно.

Итак, год закончен. Я ещё не решил до конца, но скорее всего больше работать в школе не буду. Это дело для энтузиастов, которые любят детишек и убеждены, что без знания школьной программы детей оставлять нельзя, надо научить каждого и достучаться до всех. А ещё это для тех, кто умеет работать с юными быдло-хамами, коих полно в любом классе обычной школы. Так что в планах после защиты искать себе работу в науке и, может быть, в институте, но это уже совсем другая история.

Tags: , ,

Comments

[User Picture]
From:aliucha
Date:Май 31, 2014 06:47 pm
(Link)
ты молодец
оставайся, второй год будет легче
[User Picture]
From:alister_com
Date:Май 31, 2014 08:49 pm
(Link)
ещё чего!
[User Picture]
From:narc0man
Date:Июнь 1, 2014 02:01 pm
(Link)
а я помню когда услышал новость о том как в московской школе ученик застрелил молодого учителя, я прихуел, и сразу пошел в твой блог иии все оказалось хорошо)))))))))) а у тебя ч за школа? государственная ведь, не частная? средняя, обычная, да? опасно пля...
[User Picture]
From:alister_com
Date:Июнь 1, 2014 06:53 pm
(Link)
обычная школа, смертность среди учителей не высока.
[User Picture]
From:al_stal
Date:Июнь 10, 2014 07:30 pm
(Link)
А что не хочешь в коммерцию или гос.контору? Сейчас в Москве толковые люди с мозгами могут нормально заработать. Такая любовь к науке?
[User Picture]
From:alister_com
Date:Июнь 10, 2014 08:13 pm
(Link)
В госконторе хорошо тем, кто умеет брать взятки и лизать зад начальству. Про коммерцию пока не думал. Наука мне интересней, чем офисное планктонство с 9 до 18, но если не смогут устроиться, тогда можно будет и в банке вакансии поискать.
[User Picture]
From:al_stal
Date:Июнь 10, 2014 08:21 pm
(Link)
Блин, да откуда убеждение что все в госконторе берут взятки7 Там и других дел хватает. )) Я вот сижу в очень серьезной конторе с видом на Лубянскую площадь - но занимаюсь сугубо компьютерными делами - электронным документооборотом ну и всякой генерацией отчетности.
Наука, конечно, интересней - я сейчас иногда завидую тем однокашникам кто в свое время ушел в науку. У них смысла в жизни больше, интереснее... А они мне завидуют. Наверно идеальной работы - чтоб и интересно и полезно и обеспеченно для не-гениев - не существует.
[User Picture]
From:alister_com
Date:Июнь 10, 2014 08:34 pm
(Link)
>но занимаюсь сугубо компьютерными делами - электронным документооборотом

и пропагандой в интернете. Небось отдельной графой в зарплате идёт =)
Но не везде так хорошо. Я года 4 назад был на собеседовании в Администрации президента (через знакомых туда попал). Так вот, что меня удивило, зарплата сисадмина была что-то около 20 тысяч.

Я пока ещё думаю, что можно нормально устроиться и по профессии. Ну там гранты, плюс преподавание, плюс репетиторство. Посмотрим. Но если у тебя в конторе будут вакансии, то пиши. Я могу ловить американских шпионов, разоблачать антирусские заговоры, внедряться под прикрытием в западные органы власти, прослушивать телефон Немцова и всё такое прочее.
[User Picture]
From:al_stal
Date:Июнь 11, 2014 10:05 am
(Link)
Не, в интернете потрепаться - это я отдуши. ВМЕСТО работы.

Да я не в фсб, хотя и под боком - мы не шпионов ловим а документооборот ведем.
Ну ок, если вакансии будут - сообщу.
[User Picture]
From:narc0man
Date:Июнь 11, 2014 06:24 pm
(Link)
ВМЕСТО! - обязательно капсом) а иначе, не поверят же)))ой палишься ты))))) посмотрим что твоя рашка может предложить alister_com, ага)))
[User Picture]
From:narc0man
Date:Июнь 11, 2014 06:30 pm
(Link)
предложи окопы под слАвянском xDDD
[User Picture]
From:narc0man
Date:Июнь 11, 2014 06:28 pm
(Link)
мухахахаххаха xDDD
20 тысяч рубликонов сисопу в администрации призидинта раиской педерации? мухахаахах)))))) с такой зп свои эдвардСноуден есть и будут всегда в этой проклятой стране))) на что эти ублюдки вообще рассчитывают? на таких фашистов с бородой как al_stal? - да тошно) хорошо работает чо, ога)))
[User Picture]
From:narc0man
Date:Июнь 11, 2014 06:19 pm
(Link)
та не парься ты))) у тебя смысла в жизни гораздо больше! xD
Разработано LiveJournal.com